Психолого-медико-педагогическая комиссия создается в целях своевременного выявления детей, имеющих особенности физического и (или) психического развития и (или) отклонения в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Цель работы психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) – своевременное выявление детей, имеющих с особенности физического и (или) психического развитии и (или) отклонения в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Основные направления деятельности ПМПК:
1) проведение обследования детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими обучения в образовательных организациях, в целях выявления у них особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;
2) подготовка по результатам обследования рекомендаций по организации обучения и воспитания обследуемых, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
3) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) обследуемых, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей с девиантным (общественно опасным) поведением;
4) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенкаинвалида;
5) осуществление учета данных об обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, о детях с девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
6) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
Центральная комиссия, кроме основных направлений деятельности, осуществляет:
1) координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;
2) проведение обследования по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) обследуемых заключения территориальной комиссии;
3) проведение мониторинга исполнения образовательными организациями рекомендаций о создании специальных условий для получения образования обучающимися.
Кроме основных направлений деятельности ПМПК осуществляет обследование:
- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, инвалидов при переходе на уровень образования;
- обучающихся, выпускников прошлых лет с целью выявления необходимости создания специальных условий для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, среднего общего образования, среднего профессионального образования, итогового собеседования по русскому языку, итогового сочинения (изложения);
- несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами, с целью определения возможности и (или) необходимости освоения адаптированной образовательной программы в стационарной организации социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами;
- детей, направляемых медицинскими организациями на обследование в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, с целью определения формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, создания специальных условий для обучения и воспитания;
- несовершеннолетних обучающихся, совершивших правонарушения, по запросам правоохранительных органов с целью определения образовательной программы, реализуемой в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа и специальных условий обучения и воспитания;
- лиц старше 18 лет, ранее не получивших основного общего или среднего общего образования;
- абитуриентов/студентов, обучающихся по образовательным программам профессионального обучения лиц с нарушениями интеллекта;
- абитуриентов/студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования, нуждающихся в создании специальных условиях для получения образования;
- лиц, признанных инвалидами I, II, III группы после получения среднего профессионального образования, высшего образования, в том числе пострадавших в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, имеющих право повторно получить профессиональное образование соответствующего уровня по другой профессии, специальности или направлению подготовки
- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки.