О школе
История школы
Здание школы №91 сдано строителями в эксплуатацию в сентябре 1993 года, но учебный процесс начался 21 октября 1993 года. Комплектование классов будущей школы началось 1 апреля 1993 года, более тысячи учеников было принято в 1-8 классы. Красивое 4-х этажное здание микрорайона «Южный-1» обустраивалось до февраля 1994 года, 8 февраля 1994 года школа праздновала Новоселье и принимала гостей, тогда же строители вручили символический ключ от школы.
История школы начиналась в статусе социально-педагогического комплекса – школы №91. Установилось тесное сотрудничество общеобразовательной школы и прогимназии №131, которая располагается через дорогу. Школе был присвоен статус «школа разноуровневого обучения», в основу которого был положен личностно-ориентированный подход.
Учителя школы в основном только завершили обучение в высших учебных заведениях или еще учились на последних курсах. Средний возраст педагогического коллектива составлял 26 лет. Молодые педагоги совместно с учениками начали формировать традиции, многие из них поддерживаются и сейчас.
В 1994 году силами учителей на первое сентября был поставлен спектакль «Приключение в Верхней Унутрии», теперь ежегодно на начало учебного года ребята сами готовят спектакли, посвященные Дню Знаний.
В традицию вошли коммунарские сборы, где ребята и учителя совместно решали школьные проблемы. Кураторы сборов в свое время были участниками Всесоюзного сбора «Сотрудничество», проводимого педагогом-новаторов О.С. Газманом во всероссийском детском лагере «Орленок». Результатом такого сотрудничества детей и взрослых стала смена в лагере труда и отдыха совхоза «Агроном» станицы «Динская» Краснодарского края. 200 мальчишек и девчонок и 22 педагога выехали на 40 дней убирать урожай яблок. Жизнь была организована по принципу Фрунзенской коммуны И.П. Иванова. Так в школе появилась методика коллективной творческой деятельности, которая в основе воспитательной работы лежит и по сей день. После завершения смены в школе был создан разновозрастной отряд детей и взрослых «Светлячок», который в течение многих лет занимался организацией творческих учеб актива республики. Отряд тесно сотрудничал с педагогическим училищем п. Ува.
В 1997 году на базе школы открылась «Школа юного лидера» Первомайского района при поддержке Первомайского районного отдела образования г. Ижевска. Результатом этой деятельности стало проведение республиканских семинаров «Учимся жить вместе», которые проводились в течение 3-х лет, начиная с 2000 года. В сентябре 2000 года школа получила статус муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №91» и сокращенное название МОУ «СОШ №91».
А история школы продолжалась. К этому времени заявили о себе спортсмены школы, которые неоднократно становились победителями спартакиады школьников Первомайского района г. Ижевска и победителями городских и республиканских соревнований. Всегда претендовали на звание победителя эстафеты «Дружба», с первого года существования школы наши бегуны были участниками городской эстафеты «Мира». В 2006 году школа получила культурно-оздоровительный центр с бассейном. Началось обучение плаванию ребят начальных классов. Мы активно участвуем в соревнованиях «Золотая рыбка», занимая призовые места в районе, городе и республике.
В этот период ученики школы активно участвуют во Всероссийской Олимпиаде школьников и добиваются высоких результатов. В заключительном этапе олимпиады в разные годы принимали участие Анастасия Казарова (физическая культура), Мильчаков Михаил (география), Маряничева Татьяна (призер, русский язык, президентская премия), Субаев Фанис (победитель, физическая культура, президентская премия), Столбова Полина (призер, МХК, президентская премия).
В 2000 году появились первые медалисты. Всего за всю историю 51 выпускник получил золотую медаль, 57 выпускников – серебряную.
В период становления школы активно развивалась инновационная деятельность: были введены авторские учебные курсы «Речь и этикет» (учитель Ушакова А.Н.), «Этическая грамматика (учитель Хлобыстова Т.А.), МХК (учитель Саппарова Л.А.).
Формировались профильные классы совместно с училищами и по выпуску из них ученики получали профессии каменщика, печника, токаря, фрезеровшика, бухгалтера аудитора, пользователя ПК.
Совместно с педагогическим училищем был открыт педкласс со специальностями учитель английского языка и учитель физической культуры. Выпускники этого класса успешно трудятся в школах города и республики.
Тогда же создается модель профильного обучения в старших классах школы, которая оправдывает себя и сейчас по следующим направлениям: информационно-технологическое, физико-математическое, социально-экономическое и гуманитарное.
С первых дней работы школы учителя английского языка развивают направление углубленного изучения английского языка (инициатор Стрельская Н.А.). В 2009 году школе после аккредитации присвоен статус «школа с углубленным изучением отдельных предметов». В настоящее время на углубленном уровне изучаются следующие предметы: английский, математика, физика, обществознание, информатика, литература.
Педагоги активно участвуют в профессиональных конкурсах. Традиционно становились победителями районного конкурса, получая гра-при. Есть в школе и победители городского и республиканского конкурсов «Учитель года», Дягилева М.В. и Ившина М.А. участвовали в заключительном этапе Всероссийского конкурса «Педагог года» в городах Ульяновск и Волгоград.
В школе в определенный период широко было развито кадетское движение. Наши кадеты участвовала в Международном Московском Кадетском бале.
Основные достижения и результаты:
Большое внимание педагогический коллектив школы уделяет развитию индивидуальных способностей и интересов обучающихся. Организуется их участие в Международной олимпиаде по основам наук, в различных массовых интеллектуальных конкурсах. Принимаем активное участие в мероприятиях Центра выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи (г. Бийск Алтайского края). Во всероссийских Молодежных предметных чемпионатах (г. Пермь) ежегодно принимает участие более 500 обучающихся; в олимпиаде «Умники России» - более 100 обучающихся. Около 50% участников конкурсов и олимпиад становятся дипломантами.
Традиционно наши старшеклассники становятся победителями и призерами республиканских турниров по основам инвестиций и финансовой грамотности; республиканских турниров «Дебаты» в русскоязычной и англоязычной лигах.
Обучающиеся начальных классов – традиционно в числе победителей и призеров открытого республиканского Интеллектуального марафона «ИнМар», республиканской олимпиады «Умосфера», Межрегиональной многопредметной олимпиады «Интеллектуальный марафон для младших школьников» (г. Киров), районной и городской олимпиад по математике и русскому языку.
Учителя активно участвуют в профессиональных конкурсах: Всероссийская образовательная олимпиада для педагогов «Подари знание» (3 лауреата), Всероссийский педагогический фестиваль (5 лауреатов), Финал XVII Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций (2 дипломанта). Три педагога школы стали лауреатами Конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности. По результатам конкурса проектов по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярный период «Ижевские каникулы-2019» получен грант в номинации «Дети XXI века».
В октябре 2020 года школе присвоено имя Надежды Курченко, о чем на здании школы установлена мемориальная доска. Школе передан народный музей имени героини.
Образование и формы обучения
Школа осуществляет образование на следующих уровнях:
Начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года)
Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Является базой для получения основного общего образования.
Образовательная программа - просмотр
Основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет)
Предусматривает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирование личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Является базой для получения среднего общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Образовательная программа - просмотр
Среднее общее образование (нормативный срок освоения - 2 года)
Предусматривает освоение обучащимися общеобразовательных программ среднего общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения, направленной на реализацию интересов, способностей и возможностей личности. Является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Образовательная программа - просмотр
Дополнительное образование
Предусматривает освоение обучащимися знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования.
Образовательная программа - просмотр
Программа развития
Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №91 с углубленным изучением отдельных предметов имени Надежды Курченко» принята на 2025-2028 годы.
Цели программы развития:
1. Повышение конкурентных преимуществ школы как образовательной организации, ориентированной на создание условий для формирования успешной личности ученика.
2. Эффективное применение ФОП, в том числе внедрение обновлений.
3. Развитие профориентационной работы и сотрудничество с организациями-партнерами.
4. Выстраивание модели ВСОКО в соответствии с общероссийскими показателями качества общего образования.
5. Повышение уровня безопасности, в том числе усиление антитеррористической защищенности объектов организации.
6. Создание условий получения общего образования детьми с различными особенностями и потребностями, в том числе детьми с ОВЗ и инвалидностью, детьми-мигрантами и т. д.
Комплексные задачи программы развития:
1. Создание системы сетевого взаимодействия со спортивными организациями, вузами, организациями сферы культуры, чтобы расширить перечень предлагаемых услуг и повысить качество уже оказываемых, помочь учащимся в выборе будущей специальности, подготовке к поступлению в вуз.
2. Расширение образовательных возможностей для учащихся через создание условий получения образования, его индивидуализации в соответствии с потребностями и возможностями обучающихся.
3. Оптимизация системы дистанционных образовательных технологий, электронного обучения с целью повышения эффективности их использования.
4. Цифровизация системы управления образовательной организацией, в том числе документооборота.
5. Создание востребованной воспитательной системы для реализации современной молодежной и профориентационной политики.
6. Повышения безопасности в организации в отношении детей и работников, посетителей.
Планируемые результаты реализации программы развития:
1. Обеспечивается качество общего и дополнительного образования, соответствующего ФГОС, ФОП, социальному заказу, возможностям и потребностям обучающихся.
2. Организована профориентация с использованием сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
3. Стабильные положительные результаты, достигнутые обучающимися, по итогам прохождения государственной итоговой аттестации и внешних процедур оценки качества образования.
4. Сформирована готовность выпускников школы к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологической экономике и быстро меняющихся условиях.
5. Выросло количество и масштабы социально-позитивных инициатив со стороны обучающихся.
6. Педагоги овладели цифровыми ресурсами, необходимыми для успешного решения задач современного образования в условиях ФГОС.
7. Создана эффективная система информационного обеспечения образовательного процесса.
8. Создание успешного взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в рамках наставничества и кураторства.